воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Средневековые праздники и развлечения


В средневековой культуре представления во многом формировали деятели церкви. 
Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. 
Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.



Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, и т. д. 
В России они назывались скоморохами.
Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.
Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов.
http://i019.radikal.ru/0912/f6/1a33b6135406.jpg
Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо  школярами, либо разжалованными священниками. 
Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. 
Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».
http://s60.radikal.ru/i170/0912/2c/1317576c5087.jpg
Театральные представления средневековья:
Миракль.
Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». 
И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную мораль, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми.
В первом из известных нам мираклей – «Игра о святом Николае» (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка.
Мистерия.
Мистерия явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры. 
Она выросла из так называемых - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов. 
Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.
Фарс.
Фарс прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»).
Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, дворян, купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры.
Карнавалы
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место.
Кроме карнавалов с их площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех.
Более того, некоторые церковные праздники имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. 
Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками и площадными увеселениями.
Карнавальная атмосфера царила также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда.
И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.
Шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.).
Образцом для реконструкции данной настольной игры 12-го века послужила доска с фишками, найденная в затопленных частях норманнского замка. Оправа доски выполнена из кости. Костяное покрытие закрывает всю поверхность деревянной доски и прикрепляется к ней при помощи латунных штырьков. Центральная поперечная пластинка со штриховым узором делит поле на две части: на одной изображены мифические животные и поединок человека и дракона, на другой - переплетенный змееобразный орнамент.
     Эта игра была широко распространена в средневековой Европе и называлась 'трик-трак', однако, родина нард находится на Востоке. Считается, что появление нард в Западной Европе связано с крестовыми походами 12-го века. Другая версия распространения - римское влияние в начале н. э. Долгое время играть в нарды было позволено исключительно аристократии.
   http://s08.radikal.ru/i181/0912/a7/65b691f315e7.jpg
   дата находки, послужившей образцом для данной реконструкции: прибл. 1100 г., место находки: Gloucester (Великобр.), Commercial road, норманнский замок
   Фрагменты орнамента
   http://i037.radikal.ru/0912/5a/edb20fa735b4.jpg

Комментариев нет:

Отправить комментарий